Шыток — Земля
Кышташ боролся с зевотой. Он порядком не выспался, и сейчас с удовольствием растянулся бы в гамаке, что висел за рабочим окном, но не положено. Отдыхать можно только в обеденный перерыв. Уходить с места ещё дважды за день с оговоркой, что первые два часа ты уже отработал. А Кышташ занял своё место только тридцать минут назад. Поэтому всё, что он мог себе позволить — дремать сидя, следя, чтобы глаза оставались открытыми, а крупная голова не заваливалась.
— РП Кышташ, — зазвучал по громкой связи голос начальника, выводя Кышташа из сонного оцепенения, — предоставьте текст о Земле к трём часам. Продажи билетов на рейс «Шыток — Земля» падают уже два месяца. Разбудите в шытокцах желание посетить голубую планету! — громкоговоритель зашипел и отключился.
Кышташ дёрнулся, стряхивая с себя дрёму. «Не самая скучная задача», — подумал он. Кышташ сам хранил немало тёплых воспоминаний о Земле. По молодости летал туда дважды, но четверо детей ощутимо нагрузили семейный бюджет, да и рисковать головой было уже не солидно. РП, он же рабочий писатель, Кышташ взялся за дело. Подгрузил всепланетную библиотеку и принялся вгрызаться в материал.
Многоумные шытокцы прекрасно развили свою цивилизацию и не желали останавливаться на достигнутом. Возможно, такому упорству послужила бедность их планеты. Свой Шыток жители называли «серым камнем» за неприглядный вид из космоса. Другое дело Земля — яркая, манящая.
Но Землю шитокцы любили не столько за красоту, сколько за разнообразие рискованных развлечений. Водопады, подземные пещеры, высокие горы, ураганы, аномально холодные зоны — какое раздолье для потех!
Кышташ давно пришёл к выводу, что тяга к опасным развлечениям происходит от большого ума. Когда всю жизнь занимаешься созданием сложных устройств, хочется как-то развеяться. Опять же принятый официоз. Разве можно представить, чтобы на рабочем месте кто-то обратился к нему просто Кышташ, пропустив указание должности «РП». Да что там, Кышташ собственной жене говорит «достойная супруга», а она ему «достойный супруг». У землян всё иначе. Приятно иногда послушать их эмоциональную, часто необдуманную болтовню. Не только речь, вся человеческая жизнь — непредсказуемый водоворот. Наверное, на их планете иными быть попросту невозможно.
Отмахнувшись от неуместных мыслей, Кышташ внимательнее вгляделся в новости о Земле. Через двадцать минут он нашёл, что искал: в одной части планеты вот-вот проснётся вулкан, в другой намечается огромный разлом в земле. О них Кышташ и расскажет. Опишет прелести спуска по лавовым потокам на жаростойкой доске, вспомнит старую игру «Сможешь устоять?» для тех, кто не прочь встретить разлом на ногах в самом эпицентре.
Завидовать счастливчикам, которые клюнут на его объявление, Кышташ не стал. На Земле опасности в изобилии, на два его века хватит. А сейчас нужно выполнять работу. Кышташ быстро-быстро стал складывать длинные зеленоватые пальцы между собой. Замысловатые комбинации превращались в слова на экране. Слова о зовущей и прекрасной Земле.